Выставка к 100-летию художника Николая Грицюка

На выставке представлено более 150 графических работ из фондов музея и собрания семьи художника. Среди них – новосибирские и московские пейзажи, крымские натюрморты, индустриальные композиции из кузбасского цикла, листы из серий «Переславль-Залесский», «Ленинград», «Таллин», «Фантазии и интерпретации», создающие яркое представление о творческой индивидуальности мастера. Особое место в экспозиции занимают акварельные работы из серии «Новосибирск», в которых воплощаются многоликие образы города 1950 – 1960-х годов: пространство его проспектов и теснота двориков, соседство старых домов и стремительно растущих новостроек, его звучные и приглушенные краски.
Увидеть экспозицию в Новосибирском государственном художественном музее можно будет до 27 марта.
Для справки:
Николай Демьянович Грицюк родился 10 февраля 1922 года в деревне Преображенка Приморской области. В 1937 году семья переехала в Новосибирскую область, на станцию Посевная к родственникам матери. Отец, Демьян Кириллович, работал бухгалтером в совхозе, мама, Варвара Ивановна – учитель начальных классов. Окончил Посевнинскую среднюю школу, в ноябре 1940 года был призван на срочную службу в Красную Армию.
Участник Великой Отечественной войны. Окончил училище связи, на фронте с 1942 года. Командир огневого взвода, лейтенант. Участвовал в обороне Сталинграда, освобождении Украины, Венгрии, Румынии, Австрии. Вернувшись с войны, недолго работал учителем рисования в школе.
Н.Д. Грицюк получил образование на художественном факультете Московского текстильного института. Эта профессиональная школа, во второй половине 1940-х годов сохранявшая преемственные связи с эстетическими принципами мастеров «Бубнового валета», скрепила прочными нитями будущее творчество Грицюка с традициями отечественного искусства начала ХХ столетия. Она же определила своеобразные декоративные черты его изобразительного языка, в котором столь важны выразительные ритмы линий и цветовых пятен, столь велико тяготение к абстрактному колористическому мышлению.
С 1952 года Н.Д. Грицюк работал в Новосибирске. Вся его творческая жизнь, прошедшая здесь, стала временем непрерывного развития его художественного метода, непрестанного труда в мастерской и активной экспозиционной работы. С 1953 года он постоянно участвовал во многочисленных областных, зональных, республиканских, всесоюзных и международных выставках. Персональные выставки его произведений устраивались в Москве, Новосибирске, Кемерово, Рязани, Риге, Новокузнецке, Омске, Таллине, Белграде и Варшаве. Их экспонаты привлекли к творчеству Грицюка заинтересованное, неослабевающее внимание художников, искусствоведов и зрителей.
В 1955 году без кандидатского срока принят в члены Союза художников СССР. В 1957 году оставил работу в Доме моделей в связи с переходом на творческую работу, в этом же году он избран в члены Правления Новосибирской организации Союза художников. Председатель Правления (1964—1966).
С именем Николая Демьяновича связаны благодарные воспоминания многих новосибирцев старшего поколения. В 1960 – 1970-е годы его мастерская была притягательным центром глубокого, дружественного общения художников, писателей, ученых.